https://snob.ru/profile/27133/blog/162182/
а последние годы заголовки всевозможных статей и исследований говорят о том, что:
«Есть дела поважнее. Тинейджеры в Британии стали реже пить и заниматься сексом»;
«Подростки США так же стали реже заниматься сексом и реже пользоваться презервативами»;
«Молодежь перестает заниматься сексом»;
«Возраст первого сексуального контакта становится все больше».
И это глобальный тренд. Он охватывает все развитые страны. Процентный разброс разный, но примерный общий показатель: в конце 80-х более 50% девушек и более 60% парней к 18 годам имели сексуальный опыт. А сейчас соответствующие показатели: меньше 40% у девушек и чуть больше 40% у парней. То есть почти на треть стало меньше тех, кто имеет сексуальный опыт к 18 годам.
Также за последние годы очень резко падает число беременностей среди подростков. Тут уже показатели более 50%. С одной стороны, это и фактор позднего начала сексуальной жизни. Но и главное, что половой дебют и последующие сексуальные контакты теперь накладываются на адекватную контрацептивную культуру. И барьерную, и оральную. Все это работает. Презервативы, таблетки — это уже неотъемлемая часть подростковой жизни. Новое поколение знает, что это такое. Это можно легко купить и пользоваться этим.
И вот именно эта просвещенность и возможность эту просвещённость использовать являются ключевыми факторами, которые отодвигают половой дебют на самые поздние сроки. А для некоторых и вовсе становятся критериями для того, чтобы не вести половую жизнь. Вот этот вопрос из заголовка: «Почему перестают заниматься сексом?» Потому что умные. Стали умнее и адекватней.Что же такое секспросвет?
Я сейчас буду говорить о том, каким я вижу секспросвет в России. Исходя из общих мировых трендов и нашей специфики. Но мы должны понимать, что его в России — нет. Ютуб, блоги, Телеграм, Инстаграм, какие-то книжки, не вписанные ни в одну учебную программу: вот такие обрывочные знания, которые абсолютно несистемные, — это секспросвет в России.
Конечно же, никакой стройной просветительской программы у нас пока нет. Как, например, в многих европейских странах, где с дошкольного возраста детей уже сексуально просвещают. У нас что подросток, кроме этих двух стен «нельзя» и «можно», натаскает, то и для него и секспросвет.
Это плохо, это неправильно. У нас в стране есть мнение, что на подростков, и тем более детей дошкольного возраста, все это дело с секспросветом и с каким-то вариантами гендерного разнообразия проецировать нельзя. Нужно ограждать детей! Нужно ограждать подростков до какой-то странной даты в 18 лет, когда потом в 12 ночи все уже можно. И он уже сразу взрослый и во всем сам разобрался. Конечно, это ерунда и очень архаичное мышление. Такое антинаучное даже.
Ограждают не детей, а себя, взрослых, от сложных вопросов. От непростых тем, связанных с гендерным разнообразием, с сексуальным разнообразием.
По сути, взрослые ограждаются от того, как обустроить нормальное адекватное общество, в котором есть не только два пола, есть не только секс внутри брака, есть не только секс ради зачатий, а есть разные варианты сексуальных наслаждений, есть разные формы персональной сексуальности и разные варианты сексуальной идентичности. И плохо тут то, что дети и подростки сталкиваются с этими вариантами сексуальной идентичности. С разными проявлениями собственной сексуальности. Они с этим живут, и мы на уровне научной доказательной медицины понимаем, почему это и как, но предпочитаем закрыть на это глаза.
Мы обрекаем детей и подростков на то, чтобы им было плохо. Чтобы они психически ломались. Стыдились. Комплексовали. Не могли реализовать ровно такие же, как у всех, заложенные физиологией программы. Чтобы их унижали, били, насиловали. Мы ограждаем детей от того, чтобы у них был шанс с самого детства прожить жизнь таким, какой ты есть. Не быть изгоем, а быть равноправной частичкой общества.
Каким же бы он должен быть, этот секспросвет? На мой взгляд, он должен умещать в себе три главных параметра. Правильней даже отвечать на три главных вопроса: что такое секс с точки зрения здоровья и физиологии? Что такое секс с точки зрения психологии? И последнее, что такое секс как социальный феномен? Какова культура взаимодействия с социумом и другими индивидами на почве секса?
По умолчанию в нас инсталлировано очень мало про секс. И в этом вся проблема. Есть немножечко про физиологию. Более-менее подростки в курсе, что там у них и что там у их потенциальных партнеров. Есть общее понимание, что такое половые органы. Есть понимание про генитальный контакт с проникновением. Один проникает, во вторую входят. Но это очень усредненный базовый уровень.
И тут масса проблем сразу. Индивидуальные особенности у всех разные. Прям физиологические параметры и строение половых органов у всех разное. Могут быть значительные отличия от картинки в учебнике по биологии. Размер, кривизна, цвет, запах, форма, иногда даже расположение — все это может различаться. А там подросток. Ему никто не объяснил, что норма — это все возможные варианты. То, какое у тебя — это и есть норма. И даже какие-то совсем патологические особенности и отклонения — это не так страшно и можно скорректировать.
Вместо этого: вот тебе, мальчик или девочка, картинка, и, если у тебя не так, значит, ты неправильный и неправильная. Подросток ощущает себя именно так.
Это первый пункт, который требует секспросвета. Нужно не просто показать усредненную анатомию, а указать подростку, что есть масса индивидуальных форм и это нормально. Каждый мужской половой орган и каждый женский половой орган имеет свои индивидуальные отличия и особенности. И нет ничего страшного, и нет никакого повода для беспокойства, что есть отличия от общей усредненной формы. Даже кардинальные. Что выросло, то выросло. Не стоит из-за этого комплексовать. Норма — это индивидуальность. Никакого правильного размера, цвета, запаха, формы — этого нет. Каждый отдельный мальчик. Каждая отдельная девочка. Вот это индивидуальная норма и индивидуальные особенности, с которыми нужно жить и не комплексовать.
Это касается и сексуального контакта. Есть некоторые протокольные сценарии того, как собственно должен протекать половой контакт. И такую общую схему подросток держит в голове как главную норму. И как на экзамене её пытается реализовать. А если не получилось, то все — жизнь прошла зря. Я неудачник. Или даже совсем плохие варианты с какими-то психологическими маркерами на первом сексуальном опыте, которые не каждой терапией еще и вытащишь. И не каждый осознает, что в нем этот маркер сидит.
Потому что в реальной жизни никакой схемы и протокольного сценария быть не может. Каким будет сексуальный контакт — это очень индивидуальная история. Будет генитальное проникновение или нет. Даже в этом месте уже проблемы. Это необязательно для секса. Насколько это проникновение должно быть глубоким и интенсивным. Какие эрогенные зоны должны быть задействованы. Все очень сложно.
И так и должно быть! Секс — это сложно! Это взаимодействие двух индивидуальностей. Двух сексуальностей. Хотя правильней даже двух или более. Такие варианты тоже могут быть. И даже для первого опыта.
У каждого из партнеров свои особенности, свой бекап, свои предпочтения. Или свое видение этих предпочтений, если это первый опыт. Свои ограничения и стоп-факторы. Плюс обязательно еще своя физиология, с которой партнер приходит в этот самый секс. Свои ноги, грудь, волосистость, размер половых органов и так далее. Это все в среднестатестический половой акт и тем более половой дебют уместить сложно. Даже невозможно.
Секс — это не только удовлетворение собственных потребностей, желаний, фантазий и т. п. Это не только физиологическая потребность, которая стимулируется гормонами, которые активируют определенные участки мозга, запускающие определенное поведение. Кроме всего этого — это еще и акт социального взаимодействия. Мы своими желаниями, своими непосредственным контактом и психологическим, и физическим — взаимодействуем с кем-то. Секс — это не только про нас. И важно сразу это понять. Мы можем обидеть. Мы можем нанести травму. Мы можем сделать плохо. Секс — это не только про наслаждение и какой-то обязательный фактор взросления, обретения независимости. Скорее наоборот, сексуальная жизнь — это социальная ответственность и масса ограничений.
Этот тезис про ответственность и ограничения почему-то называют «неопуританством». Мол, тинейджеры сейчас такие неженки, и у них секс чуть ли не табуированный опять. Неправда. Неверный тезис и невежественная причинно-следственная связь. Современные подростки знакомы с рисками и готовы сначала узнать побольше: о себе, о потенциальных партнерах, о физиологии, а затем уже вступать в надежный вариант сексуальных отношений, из которых не будет проблем. Хотят тинейджеры секса, просто в самой адекватной и удобной форме. И для себя. И для партнера. Крутое поколение.
Так и получается, что сексуальное просвещение дает все больше информации, все больше и больше усложняет для подростков мир секса, и они подходят к половому дебюту все позже. С более осознанных позиций, чем раньше. И это качественный тренд. Его нужно закреплять и развивать.