В 1860 году девичья зрелость наступала в 17 лет. В 1910-м — уже в 14. Полвека спустя, в 1960-м году — в 11 лет. За сто лет девочки начали созревать на 6 лет раньше. Куда, казалось бы, дальше? С тех пор тенденция замедлилась, но понемногу берет свое: в 2019 году пубертат начинался в среднем в 10,1 года. Мальчики, как водится, немного отстают от девочек — как в скорости развития, так и в темпах его ускорения — но закономерность справедлива и для них: начало полового созревания сдвинулось за последние 15 лет по меньшей мере на несколько месяцев.
<...>
Однако если мы посмотрим на более старые данные, то окажется, что тенденция к снижению возраста полового созревания существовала не всегда. В XI веке, судя по медицинским трактатам, менструации у девочек начинались в 14-15 лет, а в XIII веке — в 12-13 лет, прямо как у наших современниц. Сведения о том, что было дальше, до нас доходят обрывками, и мы не знаем, что именно происходило с возрастом менархе, пока он не вырос до 17 лет к 1860-м годам. А дальше началось уже хорошо задокументированное снижение. Все это вместе уже не похоже не только на продолжение неотении, но и вообще на какую бы то ни было единую тенденцию — кажется, здесь поработали сразу несколько факторов.
Также пишут, что ранняя зрелость негативно сказывается на психике:
Единственное, что мы знаем наверняка, так это то, что в ускоренном пубертате нет ничего хорошего. Он не дает современным людям больше шансов выжить или оставить потомство, зато влечет за собой неприятные побочные эффекты, вроде депрессии или расстройства пищевого и социального поведения.
Было бы интересно перевести научную статью по ссылке (которая обнаружила вред ранней зрелости) и проанализировать, как они учитывали социальный фактор и невозможность сексуальной самореализации для подростков. Этот фактор кажется слоном в тесной кухне. Ну то есть возьмите взрослого сексуально здорового человека, лишите его секса. Стоит ли удивляться, что у него начнётся депрессия и расстройство пищевого поведения?