THE SEXUAL LIFE OF THE CHILD
DR. ALBERT MOLL
The Sexual Life of the Child
by Moll, Albert, 1862-1939
Translated from the German by Paul, Eden, 1865-1944
Introduction by Thorndike, Edward L. (Edward Lee), 1874-1949
First published in German as Das Sexualleben des Kindes, 1909
First published in English by Macmillan, 1912. LCCN 12-015624
Copyright © 1912 The Macmillan Company
Половая жизнь ребёнка (1909г.)
Альберт Молль
Для многих – быть может даже очень многих – тема книги A. Moll'я представится совершенно неожиданной…
Весьма прочно установилась основная точка зрения, что проявления половой жизни ребёнка начинаются с момента его созревания, который для девочек совпадает с первою менструацией, для мальчиков – с первою поллюцией… И только с этого момента наиболее чуткие родители и педагоги начинают волноваться, недоумевать, изыскивая способы уложить в нормальные границы опасное пробуждение «зверя»… И вдруг оказывается, что зачатки половой жизни нарастают чуть ли не с первых дней жизни: в начале бессознательные, они скоро принимают характер полу сознательности, а затем – смотря по индивидуальным особенностям каждого – приобретают уже форму сознательных ощущений и поступков – гораздо ранее того времени, которое мы привыкли связывать с официально, так сказать, установленным периодом полового созревания.
Д-р A. Moll шаг за шагом прослеживая жизнь ребёнка подробно доказывает, что это именно так. Какой серьезный переворот в настроениях родителей и воспитателей должно это произвести… Как вплотную должны они приблизить заботы о направлении половых инстинктов ребёнка к первым месяцам его рождения!.. Все вообще, что высказывается д-ром Moll'ем по вопросу о половом воспитании – очень поучительно. Он справедливо и долго останавливается на серьезном грехе нашей современности – сознательном желании большинства закрывать глаза на половую жизнь ребёнка даже в той стадии, когда по установившимся понятиям жизнь эта принимает фактический характер. Это именно та область «неприличных вещей», от которой большинство родителей намеренно и преступно отстраняется… И растет ребёнок без всякого руководительства, или – что еще хуже – при порочном руководительстве случайных, порочных товарищей.
Кому интересно может скачать по ссылки в формате PDF на английском и русском odt, fb2.
Перевод с немецкого: Леонида Рохальскаго
Литературная обработка и примечания Л.И.Моргун, 2017.
ООО «Остеон-Групп», оцифровка текста, 2017
Скачать (2,34 MB): https%3A%2F%2Fbayfiles.com%2Fp44aF1l6y4
Пароль: victim69
Расшифровать ссылку:
https://www.url-encode-decode.com/копируем ссылку и жмем кнопку: Decode ur
Немного интересного из книги:
Не все случаи, когда над детьми совершаются половые акты, относятся к педофилии. Известно, что в некоторых странах, существует предрассудок, по которому общением с детьми можно излечиться от венерических болезней. Там, где в некоторых слоях населения руководящим мотивом для половых покушений над детьми служит только что названный предрассудок, мы, разумеется, имеем дело не с педофилией.
Необходимые разъяснения по поводу первых появившихся симптомов пробуждающейся половой жизни, будь то первые чувства и ощущения, или периферические явления, требуют такой индивидуализации, что ни учитель, ни учительница, имеющие в своем распоряжении от 30 до 50, или даже больше учеников, не могут справиться с такой задачей. Её может взять на себя исключительно такое лицо, которое вполне приобрело доверие ребёнка и серьезно изучило его индивидуальные особенности. Исключительно такому лицу удаётся воспользоваться каждым предложенным ребёнком вопросом, каждым другим подходящим случаем, чтобы осветить ту или иную область половых явлений.
Помимо этих недавних специальных исследований, более старые и новейшая медицинская и антропологическая литература содержит многочисленные наблюдения, касающиеся предмета в этой книге. В частности, мы находим сообщения о случаях в которых внешние проявления половой зрелости появился в очень раннем детстве. Теперь мы находим отчет у девочек менструация в четыре года, теперь трехлетний мальчик, у которого было много внешних признаков половой зрелости.
Но когда мы обращаем внимание на огромное значение и частоту половых актов ребенка, мы положительно поражены способом, который этот раздел знаний игнорируется теми, кто писал о науке и искусстве образования, а также психологами, занимавшимися в изучении психики ребенка. Это было ложное представление о морали, с помощью которого исследователи воздерживались от разъяснения сексуальной жизни ребенка?
Эрекции наблюдаются не только у детей, но даже у грудного ребёнка и обусловливаются внешними, в особенности патологическими раздражениями, как напр., сужением крайней плоти или воспалительными процессами на члене.
Наблюдается ли у детей чувство сладострастия? Дать полный ответ на этот вопрос крайне затруднительно, так как возможность ошибок, указанных в начале книги, очень велика при изучении этого чувства, в особенности у маленьких детей. Во всяком случае, мы можем сказать следующее. Несомненно, что в детстве, и даже в первый период его, переживается чувство, напоминающее чувство сладострастия у взрослого. Однако требуется большая осторожность при констатировании этого чувства в каждом данном случае; некоторые движения грудного ребёнка и других маленьких детей, напоминающие собой раскачивание, часто приводятся, как доказательство существования у ребёнка онанистических явлений и сладострастия.
«Когда мне было 9 лет, еще в деревне, я почувствовал страсть к своему домашнему учителю. Он в общем хорошо, но вместе с тем и строго ко мне относился. Я делал всё, чтобы быть в его близости, и его прикосновение делало меня счастливым. Усилившись, это влечение побуждало меня искать всего того, чего он касался. Пил ли он из стакана, я затем прикладывал к губам то место, которое хранило следы его губ. 10-ти лет я переехал в город и поступил в гимназию. Там почувствовал я любовь к своему соседу-школьнику – деревенскому мальчику. Я желал сделать его своим товарищем не только по играм, но и по занятиям и чувствовал себя удрученным, когда он ходил с другими. Была ли это ревность? Полагаю, что да. Когда товарищ через год оставил гимназию, я был вначале очень несчастен, но вскоре полюбил его сестру, девочку 12 лет».
«Непреодолимое влечение чувствовал я то к козе, то к собаке, иногда и к лошади. Я не замечал никакого возбуждения в половых органах, но, без сомнения, то были сексуальные влечения. Я не только касался животных, но и обнимал и целовал их. Теплота и запах их тел, которого я теперь не выношу, доставляли мне большое удовольствие. После моего отъезда из деревни воспоминания о пережитом остались, но постепенно бледнели. На первый план выступила на долгое время привязанность к школьному товарищу. Мое чувство к нему я могу лишь обозначить словами: бесконечная страстная любовь. Я чувствовал себя несчастным, когда мне приходилось сидеть в школе впереди него. Так как нас рассаживали по заслугам, то мы лишь случайно сидели вместе. Когда нам выпадало сидеть вместе, я нарочно не отвечал на заданные мне вопросы, чтоб уступить ему место впереди себя и этим доставить ему удовольствие. Так продолжалось несколько лет, мы вместе переходили из класса в класс и оставались друзьями. Лишь с началом возмужалости ослабевала эта любовь. На уроках танцев меня особенно заинтересовала одна девочка лет 14-ти. Насколько я помню, моя любовь колебалась между товарищем и ею. Вначале любовь к другу была сильнее, но постепенно свежая, здоровая девочка его вытеснила. Это было лишь мимолетное увлечение, вскоре смененное другими. Но мои увлечения касались лишь девушек; гомосексуализма я не знал. Правда, до 20-го года сохранил я известный интерес к женоподобным лицам. Но и этот интерес позже исчез, и мое половое развитие приняло совершенно здоровое, гетеросексуальное направление.».
Учитель, к которому ребёнок чувствует влечение, найдет в нем самого внимательного и прилежного ученика, так как ребёнок постарается всеми способами снискать его расположение.
Я вспоминаю одну девочку, крайне ленивую в первые школьные годы. Несмотря на свои хорошие способности и старания окружающих, она мало успевала в занятиях. Внезапно она сделалась очень прилежной, не отказывалась ни от какой работы, это всех сильно поразило, пока загадка не разрешилась. Девочка полюбила свою учительницу и, желая доставить ей удовольствие, прилежно занималась. К тому же она боялась, чтоб учительница не оказала предпочтения другой ученице. Часто, когда поведение ребёнка кажется нам непонятным, оно легко могло бы объясниться подобным образом.
В общем детская любовь не отличается большой продолжительностью. Смерть любимого человека или разлука с ним могут, правда, причинить ребёнку большую душевную боль, но сравнительно быстро забываются. Страдание, вызванное ими, легко может смениться новым увлечением. Конечно, в отдельных случаях смерть любимого человека или разлука могут вести к самоубийству ребёнка или тяжелым нервным потрясениям.
Он испытывает половое возбуждение каждый раз, когда думает о побоях. Нет необходимости, чтобы он сам принимал в них активное участие и ему совершенно безразлично, бьет ли мужчина женщину, женщина мужчину или взрослый ребёнка. В каждом таком случае у него является половое возбуждение и он онанирует не иначе, как только с такими представлениями; последнее происходит сравнительно довольно часто. Уже в детстве побои действовали на него раздражающим образом. В возрасте от 7-ми до 9 лет он испытывал при этом удовольствие, а в 10 лет эта особенность проявлялась в нем очень ясно. В эти годы он сравнительно часто бил сам себя палкою, поддаваясь неопределенному влечению доставлять себе этим чувство сладострастия.
Теперь перейдем к «скатологическим» склонностями, детей, которые Havelock Ellis приводит в связь с половой жизнью. Действительно, многие дети обнаруживают до периода зрелости большой интерес к выделениям мочевого пузыря и кишок. Stanley Hall, на которого ссылается Havelock Ellis, полагает, что в возрасте 10–12 лет эти явления достигают кульминационного пункта и постепенно исчезают с наступлением сексуальной жизни. Stanley Hall различает в этих явлениях загаживание предметов и лиц в отсутствии взрослых, от своеобразного отношения к этим актам и их продуктам, напоминающего «скатологические» обычаи диких народов.
Известно, что у многих детей первое сексуальное чувство было вызвано наказанием, и такое извращенное ощущение может сохраниться всю жизнь. Я еще поговорю об этом в главе о сексуальном воспитании. Сильные сотрясения так же часто вызывают первые сексуальные чувства. Pent рассказывает, что у одной 12-ти летней девочки первое половое возбуждение явилось следствием езды по железной дороге. Некоторые же лица испытали первое половое ощущение при поездке по изрытой мостовой. Известно, что подобные сотрясения вызывают раздражение в периферических половых органах, и следствием этого является половое возбуждение. Подобным же образом может влиять качание.
Один господин, выросший в деревне, рассказывал мне, что он в детстве часто присутствовал при доении коров, и когда он вечером ложился в постель, он сам пробовал доить себя и очень удивлялся, что молока не получалось. Этот же господин уверял меня, что тоже самое происходило с целым рядом мальчиков, выросших в деревне.
Характерен следующий случай. Целая группа мальчиков, все почти моложе восьми лет, играли между собой в проституток, содержателей и сожителей. Маленькие девочки требовали всегда вознаграждения, когда они разрешали мальчикам дотрагиваться до половых частей, я видел также и случаи, когда дети подозрительно быстро сближались между собою и, благодаря рано развившемуся половому влечению, входили между собою в половое общение.
Надо, однако, заметить, что опасности онанизма значительно преувеличены. Когда появилась книга Tissots об онанизме в конце 18-го столетия, отчасти еще и раньше онанизмом стали объяснять целый ряд болезней, как например, нервные и душевные заболевания, или туберкулез спинного мозга. Я не останавливаюсь на картине ужасов, которую рисовали Tissots, за ним Hufeland, а затем и целый ряд авантюристов от медицины. Эти последние, живущие исключительно людской трусостью, изображали все мыслимые тягостные заболевания у обоих полов, как последствия онанизма, и, разумеется, спешили со своими предложениями чудодейственных средств. Казалось, но было ни одного органа, заболевание и расстройство которого, не сводилось некоторыми к влиянию онанизма. Поражение матки, перемещение её, нарывы, рак, спазмы желудка, бели, нимфомания, – всё это должно было быть последствием онанизма.
В действительности, эти мнения более, чем ошибочны.
В Париже вы часто встретите в приемной врача-специалиста по половым болезням какого-нибудь юнца, который с некоторым чувством гордости пришел посоветоваться о венерической болезни. Уже тот факт, что они свободно и вызывающе держатся в приемных врачей по половым болезням, говорит за то, что дети хорошо осведомлены об источниках их заболеваний». По мнению того же Jullien'a, венерические заболевания детей потому принимают опасный вид, что дети часто долго скрывают свою болезнь в надежде избегнуть наказания. Barthélemy сообщает следующий факт. Родители заявили врачу, что их мальчик очень часто мочится и что он вынужден для этой цели часто оставлять класс. Когда его исследовали, у него нашли катар мочевого канала, который является обыкновенно результатом детского триппера. Что же касается девочек, то я сам знаю еще не зрелых в половом отношении детей, зараженных триппером.
Kisch тоже наблюдал преждевременное половое общение, как результат раннего полового развитая. Он приводит даже факты, когда маленькие девочки беременели и рожали. Девочка, у которой с первого года показались менструации, на 10-м году родила (Montgomery). Девочка с началом менструаций на 9-м году жизни, вскоре после этого забеременела. Знаменитый, рассказанный Haller'ом случай, когда девочка родилась с волосами на половых частях (Schamhaare), на втором году менструировала, а на девятом была способна к деторождению. Такая же девочка на четвертом году менструировала, с восьмого года регулярно вступала в половое общение, а на девятом родила (Molitor). Девочка с менструациями в два года, волосами на половых частях в три года, забеременела на восьмом (Carus).
Pouillet даже утверждает, что все мальчики в самом раннем детстве уже способны к эрекции, и предлагает в доказательство следующий эксперимент. Если перышком пощекотать край головки у спящего в колыбели ребёнка, то замечается немедленное вздувание члена и реагирование дитяти в виде рефлекторного хватания за половой орган.
Ferriani собрал несколько фактов между малолетними преступниками. Он различает у мальчиков две группы, между десятью и четырнадцатью годами и между четырнадцатью и восемнадцатью. Из первой группы он делал исследования над половой жизнью 69 мальчиков, и из второй группы – над 48 мальчиками. Из первых 69 случаев он установил 49 случаев онанизма, 25 манипуляций со ртом, 12 активной педерастии и 17 пассивной. Разумеется, этих случаев нельзя обобщить, так как речь идете о существах, морально испорченных с самого раннего детства, попавших в смирительный дом за кражу, нищенство, бродяжничество.
«Молодой 13-летний Jleo покупал за цену, колеблющуюся между двумя су и конфеткой, благосклонность 11 невинных девочек, что последние и подтвердили. Многих других детей родители заставляли молчать, чтобы избегнуть публичных унизительных объяснений. Лео – сын порядочного человека, по профессии ламповщика и сапожника. Его мать покинула семейный очаг; отец должен был часто отлучаться из дому; мальчик оставался один. Тогда он завлекал окрестных девочек одну за другой в мастерскую отца, и входил с ними в половое общение. Однажды он заманил к себе пятилетнюю девочку; брат последней посмотрел в окно и увидел, как Лео «posait pour le tors», совершенно раздетый перед его сестрицей, Марией. В конце концов об этом узнал участковый полицейский комиссар, и тогда было установлено, что мальчик уже изнасиловал почти десять девочек со всей окрестности. Он собирал даже в свою квартиру нескольких таких же испорченных негодяев-мальчишек, и, как настоящий будущий Казанова, устраивал празднества и оргии. Этот мальчик предстал перед судом».
Юрист, часто не имеющий никакого представления о том, как распространены между детьми половые проступки и как богата их половая фантазия, может считать своих малолетних свидетелей невинными и неопытными в половой жизни, и относиться, исходя из этого, с тем или иным доверием к их показаниям. Судья был бы гораздо осторожнее и недоверчивее, если бы он знал, как сильно уже работает фантазия у таких детей, не говоря уже о том, что многие из них в раннем детстве успели входить в те или иные половые сношения. Нередко случается, что судья с полным доверием относится к рассказу самого ребёнка о том, как над ним был совершен половой акт, и эту веру в правдивость показаний ребёнка мотивируют: «возможно ли, чтобы ребёнок мог приписывать такие вещи обвиняемому, если бы они на самом деле не произошли? Неопытное бедное дитя о таких вещах не имеет еще никакого представления, и он должен был все это пережить, чтобы он мог так живо и подробно рассказать о совершенном насилии. Как же ему не верить?». Такая логика шатка и сомнительна для тех, кто серьезно занимался изучением половой жизни детей. Но эта логика также и вредна, так как она часто приводит к судебным ошибкам.
«Надо признать, что для наблюдения и познания многих вещей нет способнее девочек-подростков; их не могут заменить люди, прошедшие известную школу, много пережившие и поработавшие над собой. У таких девушек рано рождается половой интерес и, когда они сами, может быть, еще далеки от половых приключений, они уже, наполовину бессознательно, ищут в окружающей среде переживания, обнимающие сферу любовных отношений. Никто не в состоянии так быстро открыть какую-нибудь отдаленную или близкую любовную интригу, как это делает живая, способная, еще только наполовину взрослая девушка. От её внимательного взгляда обыкновенно не ускользает ни одно движение наблюдаемых возлюбленных. Иногда еще раньше, чем последние успели объясниться, девушка уже знает об их чувствах. Она замечает момент их сближения, и знает в чем оно выразилось. А что следует затем, внутреннее ли сплочение, или расхождение, – наблюдающая девушка это давно уже знает, во всяком случае ближе и лучше, чем все окружающие. Этим, между прочим, объясняются факты усиленного наблюдения за известными лицами со стороны девушек. Какая-нибудь интересная красивая женщина, или молодой человек не имеет более прилежной наблюдательницы всех их поступков, чем в соседстве живущей двенадцатилетней девочке, причем от последней не ускользают не только внешности, но и душевные движения и настроения».
Достоверно известен факт, когда дети преднамеренно ищут телесных наказаний, чтобы при этом испытать мазохистские ощущения. Классическим примером может служить Руссо, который семи лет испытывал большое наслаждение, когда его била M-lle Lambercier. Он сам рассказывает обо всей глубине его привязанности к госпоже Lambercier. Его старательное послушание, правда, всегда заставляло его избежать всякого проступка, который мог бы повлечь за собой наказание, но когда последнее все же исполнялось госпожой Lambercier, он не без тайного возбуждения подставлял свое тело под удары.
Прежде всего начинает обращать на себя внимание ребёнка его собственный пупок, который кажется ему загадочным и странным, затем он начинает замечать и другие части тела, вплоть до половых органов. Ребенок замечает, что последние прикрыты каким-то стыдливым флером, что о них говорят не открыто и свободно, потому-то эти органы особенно его заинтересовывают. То же случается позже, когда начинают появляться первые признаки зрелости. Приходит на помощь зеркало, и ребёнок, полный удивления и любопытства, рассматривает первые ростки волос на половых частях, под мышками и на груди. Рост и развитие половых органов опять-таки заставляет ребёнка близко к ним присматриваться и изучать их. С любопытством ребёнок начинает копаться в популярных брошюрах и объяснительных словарях, всюду ища объяснения заинтересовавших его явлений.
У некоторых, подверженных педофилии людей, возбуждается половое чувство уже при одном взгляде на ребёнка, в особенности, если последний возбуждает в нем особенную симпатию. Другие же, и едва ли таких мало, возбуждаются при виде всякой девочки в коротком платьице, они часто следуют за этими детьми по пятам, не заговаривая с ними и не делая никаких попыток войти с ними в какое-нибудь близкое общение; от последнего часто удерживает страх перед судебным наказанием, или, может быть, моральное чувство. В сущности это более близкое общение им часто и не нужно, так как их вполне удовлетворяет один вид ребёнка, точно также, как у некоторых половое чувство вполне удовлетворяется одним ощупыванием ребёнка, и он не доходит до половых актов в более тесном смысле слова. Далее, подверженным педофилии необходимо дотрагивание до половых органов ребёнка, так как это возбуждает самого ребёнка, что гарантирует возможность вполне удовлетворить свое собственное повышенное половое возбуждение. Очень часто встречается прямо противоположное явление, именно, ни дотрагивание до половых органов ребёнка, ни их наблюдение не только не действует возбуждающе, но даже отталкивает и понижает половое возбуждение; зато в таких случаях особую роль играет общая оголенность ребёнка, причем это часто комбинируется с садистскими ощущениями, независимо от того, идет ли дело о мужчине или о женщине. Женщина, впрочем, иногда прибегает к другим способам; так, она пытается щекоткой или натиранием члена мальчика, довести его до эрекции и сделать таким образом попытку к совокуплению.
Вообще не надо забывать, что фантазия является гораздо более богатым источником возбуждения, чем действительность, и при педофилии это в особенности имеет большое значение. Вот почему, многие педофилы удовлетворяются эротической и порнографической литературой, или соответствующими картинами, изображающими сцены половой любви. Между прочим, среди таких порнографических изображений попадаются фотографии, изображающие половые извращения над детьми, очевидно они сняты с натуры и рассчитаны на известный спрос. Главный материал для них доставляют романские страны.
В новейшее же время страшно распространяются ложные доносы в нарушениях параграфов статей, карающих за безнравственные сношения с детьми. Какой-нибудь добродушный старый домовладелец, собирающий в день своего рождения ребят и раздающий им конфеты, может быть заподозрен в преступлении против нравственности. Иногда он рассчитывает своего швейцара, последний легко может отомстить своему бывшему хозяину, обвинив его в педофилии. Обычно обвиняемый мало выигрывает, если он ссылается на экспертизу, признающую после добросовестных исследований недостоверность показаний вообще и детских показаний в частности.
Но независимо от таких реформаторских требований, педагогика ищет способы, могущие охранить ребёнка от слишком частых половых возбуждений. К сожалению результаты подчас получаются прямо противоположные тем, к которым стремятся. Так, обыкновенно рекомендуют спорт, как отвлекающий мысли от половых грёз, а я всё-таки знаю случаи, когда именно при спорте возбуждалось половое чувство детей. Я не говорю о механическом возбуждении при велосипедной или верховой езде, к которому я ещё буду иметь случай вернуться, но у иного ребёнка возбуждается половое чувство от совместной игры в теннис или гребли на лодке. Но то обстоятельство, что для того или иного ребёнка возможны вредные последствия от спорта, вовсе не должно заставлять совсем отказаться от него, приносящего неоценимую пользу подавляющему числу детей.
Я знал целый ряд людей, воспитанных в «строго-религиозном» духе, принадлежащих к различным вероисповеданиям, – протестантов, католиков, евреев, – которым однако религиозное воспитание в вышеупомянутом духе принесло очень мало пользы. Я видел бесчисленное количество онанистов среди детей, делающих громадные успехи на уроках Закона Божьего. Я наблюдал тяжелые эпидемии мастурбации, и даже взаимной, в таких интернатах, которые начинают каждый свой день молитвами и религиозным пением. Еще совсем недавно мне рассказывали об одном, так называемому образцовом учреждении, где особенное значение придавалось религиозному воспитанно, и где всё-таки взаимная мастурбация приняла грандиозные размеры.
Кроме того, я должен далеко не в пользу современного религиозного воспитания констатировать, что все те молодые люди, которые составляют вышеупомянутое исключение, далеко не обрели душевного покоя от своего воздержания. В беспрерывной борьбе с мучительной властью половых желаний, они вечно находятся под страхом поддаться греху и пасть. А психика этих людей – я говорю здесь, главным образом о юношах – такова, что неоднократно являлся вопрос, не следует ли считать неизбежным советовать таким людям обратиться к внебрачному половому общению?
Дневник одного молодого человека:
«Я могу черпать в религии, к сожалению, очень мало сил, чтобы противостоять могучему чувственному побуждению. Последнее овладело мною уже на двенадцатом году жизни, и с тех пор всё мощнее разрасталось. Я всегда думал, что я достаточно силен для отпора, но, увы, я не раз был близок к падению». В другом месте он продолжает: «как часто я ни борюсь с чувственностью, эта низменная страсть не оставляет меня. Мое воображение всегда рисует мне страшнейшие картины, и когда я даже с отчаянием и болью закусываю губы, чтобы прочь отогнать видения, они всё-таки оставляют свои следы в моей душе, и время от времени я падаю. О, как я боролся! Как часто я со слезами молил Бога о помощи и силе, как часто я со святым трепетом благословлял Его благодать. На коленях, в своей комнате, молил я его, помочь мне и укрепить меня! Я пишу все это не для того, чтобы себя похвалить, но чтобы показать тебе, дорогой читатель, как тяжела борьба за добродетель.»
Рисовать же ужасы онанизма перед такими несчастными, – значит вызвать у них тяжелые душевные состояния, значит, может быть, довести их до самоубийства. Необходимо поэтому возможно меньше пугать больного ужасными последствиями онанизма.
Так как долгое лежание в постели создаёт целый ряд комбинаций физических и психических влияний. Физически главным образом влияет теплота, а психически – безделье и уютность, способствующие половым грёзам.
Как часто случается, что те самые люди, которые только что разъясняли мальчику весь ужас разврата, или горячо растолковывали девушке, как опасно доверяться бессовестным распутникам, уже через несколько минут в присутствии тех же детей рассказывают о геройских «подвигах» какого-нибудь господина, прославившегося своими любовными похождениями.
Итак, половое просвещение без соответствующего примера теряет всю свою ценность. Старая поговорка гласит: «как поют старшие, так щебечут и дети».
Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать. T.Jefferson.