"
Как лучше отучить школьников от марихуаны
Иммунитет к наркотикам? Это возможно
Евгений Балабас
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26526 от 19 мая 2014
Некоторое время назад в Московском НИИ развития образования была разработана уникальная учебная программа по развитию психологического иммунитета против наркотиков у школьников. Однако сегодня ее применяют в работе с детьми лишь несколько энтузиастов, в школе она оказалась невостребованной, хотя в Интернете эту программу поддерживают тысячи специалистов, занимающихся антинаркотической деятельностью. Почему действенная и полезная методика не может пробиться к детям?
Сын знакомых, семиклассник столичной школы, пришел домой и рассказал, как у них прошел «антинаркотический урок». Приехал врач-нарколог, всех загнали в актовый зал, и лектор долго рассказывал о путях наркотрафика в Россию из Азии, Европы, СНГ… Потом начал вещать о грибах-галлюциногенах. В результате на следующий день одноклассники бурно обсуждали, «можно ли эти грибы найти в Подмосковье?»
Понятно, что смысла в таких мероприятиях немного. Однако, по мнению разработчика «программы по формированию психологического иммунитета против наркотиков у детей», старшего научного сотрудника Московского НИИ развития образования Владимира Акишина, повлиять на отношение детей к наркотикам вполне возможно:
— Да, дети смеются над лекциями наркологов в школах и с нетерпением ждут, когда они закончатся, чтобы тут же о них забыть. Но вот пример того, как работает наша методика. В прошлом году в 519-ю московскую школу, где применялась методика по формированию психологического иммунитета против наркотиков, в один из седьмых классов пришел учиться новый мальчик, который принес пакетик марихуаны и начал всех угощать. Так ребята его отлупили за это! Вот такая была реакция у детей, которым вбили в голову, что наркотики — смертельная угроза.
После обнародования Государственной стратегии антинаркотической политики, пункт 25 которой предписывал «формировать у детей школьного возраста, их родителей и учителей психологический иммунитет к наркотикам», программа была предложена Департаменту образования столицы.
Сын знакомых, семиклассник столичной школы, пришел домой и рассказал, как у них прошел «антинаркотический урок». Приехал врач-нарколог, всех загнали в актовый зал, и лектор долго рассказывал о путях наркотрафика в Россию из Азии, Европы, СНГ… Потом начал вещать о грибах-галлюциногенах. В результате на следующий день одноклассники бурно обсуждали, «можно ли эти грибы найти в Подмосковье?»
Понятно, что смысла в таких мероприятиях немного. Однако, по мнению разработчика «программы по формированию психологического иммунитета против наркотиков у детей», старшего научного сотрудника Московского НИИ развития образования Владимира Акишина, повлиять на отношение детей к наркотикам вполне возможно:
— Да, дети смеются над лекциями наркологов в школах и с нетерпением ждут, когда они закончатся, чтобы тут же о них забыть. Но вот пример того, как работает наша методика. В прошлом году в 519-ю московскую школу, где применялась методика по формированию психологического иммунитета против наркотиков, в один из седьмых классов пришел учиться новый мальчик, который принес пакетик марихуаны и начал всех угощать. Так ребята его отлупили за это! Вот такая была реакция у детей, которым вбили в голову, что наркотики — смертельная угроза.
После обнародования Государственной стратегии антинаркотической политики, пункт 25 которой предписывал «формировать у детей школьного возраста, их родителей и учителей психологический иммунитет к наркотикам», программа была предложена Департаменту образования столицы.
В методичке в целом нет сенсаций. Детям говорят о возникновении зависимости, о кошмарах ломки, о таких сопутствующих наркомании вещах, как СПИД, криминал и т.д. Тем не менее разница с тем, как работает в школах сегодняшняя профилактика наркомании, — огромна.
— Эти лекторы-наркологи рассказывают о наркотиках, лишь подстегивая таким образом интерес, а мы говорим об ОПАСНОСТИ! — уверен Акишин. — О результате их употребления, о тех ужасах, которые они несут. Это принципиально разные вещи. То, что делается в этом направлении сейчас под руководством главного нарколога Брюна, называется «ИНФОРМИРОВАНИЕМ подростков о последствиях наркомании», а мы не информируем — мы интенсивно УБЕЖДАЕМ в том, что наркотики смертельно опасны, что их нужно бояться.
Чтобы понять, в чем разница между государственной антинаркотической политикой в школах и альтернативной, сравним официальную «Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
В госконцепцию входит множество самых разных материалов — и для учителей-предметников по «встраиванию» антинаркотической пропаганды в уроки, и для школьных психологов, для классных руководителей и т.п. Некоторые из этих материалов вызывают недоумение... Вот, к примеру, «антинаркотические вставки в уроки биологии: «...влияние психоактивных веществ... страдают надпочечники... выделяется в кровь адреналин и норадреналин... действие на нервные ганглии... сокращается выброс катехоламинов... повышается артериальное давление...» — такие слова способны вызвать чувство опасности у детей?! Или реплика о том, что «психоактивные вещества нарушают усвоение многих пищевых продуктов, например витаминов». Как же, дети ужасно боятся «ухудшения усвоения витаминов»! Еще одна шикарная фраза — «курение наркотических веществ подчас наносит непоправимый вред легким». В глаза бросается слово «подчас», которое словарь русского языка трактует как «иногда, временами, порой» — т.е. для детской аудитории сродни разрешению!
Не менее фееричны антинаркотические методические материалы для учителя географии. «При изучении полезных ископаемых и минеральных ресурсов Земли характеризуется влияние природных богатств на жизнь, быт людей и производственные особенности региона. Раскрываются причины культивирования массового выращивания или производства, а также распространения психоактивных веществ...» Звучит весьма увлекательно и привлекательно.
В госконцепцию входит множество самых разных материалов — и для учителей-предметников по «встраиванию» антинаркотической пропаганды в уроки, и для школьных психологов, для классных руководителей и т.п. Некоторые из этих материалов вызывают недоумение... Вот, к примеру, «антинаркотические вставки в уроки биологии: «...влияние психоактивных веществ... страдают надпочечники... выделяется в кровь адреналин и норадреналин... действие на нервные ганглии... сокращается выброс катехоламинов... повышается артериальное давление...» — такие слова способны вызвать чувство опасности у детей?! Или реплика о том, что «психоактивные вещества нарушают усвоение многих пищевых продуктов, например витаминов». Как же, дети ужасно боятся «ухудшения усвоения витаминов»! Еще одна шикарная фраза — «курение наркотических веществ подчас наносит непоправимый вред легким». В глаза бросается слово «подчас», которое словарь русского языка трактует как «иногда, временами, порой» — т.е. для детской аудитории сродни разрешению!
Не менее фееричны антинаркотические методические материалы для учителя географии. «При изучении полезных ископаемых и минеральных ресурсов Земли характеризуется влияние природных богатств на жизнь, быт людей и производственные особенности региона. Раскрываются причины культивирования массового выращивания или производства, а также распространения психоактивных веществ...» Звучит весьма увлекательно и привлекательно.
В данной же методике внимание уделяется вполне конкретным вещам, без «лирики» в виде историй «о причинах культивирования конопли в Таджикистане» и обязательно с учетом психологии подростков. К примеру, акцент делается на страшном эффекте ломки, который возникает буквально после нескольких употреблений, если не получить очередную дозу. Очень важно донести до детей методику наркодилеров — как они вовлекают новых людей. Нужно, чтобы их убедительные приемы не сработали и дети понимали цену разговорам о безвредности легких наркотиков, бесплатных пробных дозах, ловле на «слабо», на «взрослость» и т.д.
Известно, что «заложить» и «настучать» у подростков считается западло. Поэтому в программе детям внушается, что сообщить взрослым о наркомане означает не «сдать» его, а спасти ему жизнь.
В 2012 году в школах района Печатники стартовал эксперимент по внедрению системы профилактики по этой программе. Но позже, как это часто бывает, дело приостановилось и заглохло.
Акишин и его сторонники — директор школы №519 Татьяна Шварц, директор лицея №1524, учителя и многочисленные члены антинаркотической группы ВКонтакте «Мы есть!» — писали всем, от префекта до президента. Писали в Минобразования — оттуда ответили, что есть существующая концепция профилактики наркомании, на сегодняшний день ничего нового не нужно. При этом Федеральная служба наркоконтроля и Государственный антинаркотический комитет программу изучили и одобрили, заявив, что программа соответствует требованиям и может использоваться как методический материал в школах.
— Не секрет, что самыми защищенными от наркомании являются те, кто сам видел страдания или смерть близких, — говорит Вера Гайдук, преподаватель кадетской школы №1783, одна из тех, кто занимается формированием иммунитета к наркотикам, мама 16-летней дочери, погибшей от единоразового употребления «спайсов». — Поэтому с детьми я говорю о страшных вещах, показываю выразительные иллюстрации, достаточно жесткие. Дети реагируют адекватно — недавно одна шестиклассница мне сказала: «Вера Владимировна, лучше мы сейчас испытаем шок от того, что увидим, нежели потом мы и наши родители испытают шок от встречи с наркотиками…»
"